Амбициозный шаг Чувашии
«АМБИЦИОЗНЫЙ» ШАГ ЧУВАШИИ
Итоги 2002 года, задачи на 2003 год
Интервью корреспондента ИТАР-ТАСС Валентины Ивановой с первым вице-премьером правительства, министром финансов Чувашии Николаем Смирновым.
Корр: Министерство финансов Чувашии - своего рода рентген, который «просвечива-ет» самые узловые проблемы республики, «горячие точки» ее экономики, расставляет ак-центы, на что же делает регион главный упор. Скажите, Николай Васильевич, каким был минувший год, какой шаг сделала Чувашия за это время?
Смирнов: Да, действительно, финансы сегодня отражают реальное положение дел и эффективность публичной власти. В отличие от госплановского планирования, сковывавшего инициативу, самостоятельность и ответственность, сегодня финансовую и экономическую деятельность мы планируем сами. Можно строить качественный уровень жизни, можно идти самотеком. Но именно первый вариант напряженной работы нам позволяет из года в год наращивать объемы производства, своевременно выполнять свои финансовые обязательства перед гражданами, инвесторами, бизнесом.
Кроме того, 2002-й год ха-рактерен для Чувашии тем, что мы закрепили наметившийся еще в 2001-м году важный поворот в межбюджетных отношениях с российским правительством, когда были сделаны реальные шаги в бюджетной реформе: происходило дальнейшее разграничение сфер фи-нансовой ответственности между регионами и федеральным центром, распределение фи-нансовой помощи на душу населения в зависимости от его численности и социального со-става, - мы переходили как бы на нормативное планирование. Заработали такие крупные предприятия, как аг-регатный завод, хлопчатобумажный комбинат, ОАО «Чувашкабель », АО «Промтрактор». В итоге суще-ственно увеличилась бюджетная обеспеченность республики. А в 2002-м году это проявилось особенно ярко: в разы увеличились расходы на бюджетную сферу, - на образо-вание, культуру, здравоохранение. Только, например, бюджет здравоохранения в минув-шем году увеличился почти в два с половиной раза.
Корр: В целом по России прирост здесь составил, если не ошибаюсь, 25 процентов?
Ответ: По федеральному бюджету около 40%. Если вернуться к Чувашии, мы сумели четко наладить не только текущие траты бюджета на каждый год, скажем, финансировать приобретение лекарств, питание в больницах, потребленные энергоресурсы, не только осуществлять капитальный ремонт основных фондов, а наладив текущие дела, поставили весьма амбициозную задачу – развитие общественной инфраструктуры, обустройство наших населенных пунктов в кратчайшие сроки. Речь идет, в первую очередь, о полном завершении газификации, строительстве дорог, школ и жилья.
Если, например, в истекшем году в республике полностью был завершен первый этап газификации - подведен газ до всех районов, - то в 2003-м намечено дать «голубое топли-во» и как можно большему числу населенных пунктов, подвести к ним новые современ-ные дороги с помощью самой современной скоростной техники, продолжить строительст-во школ. Кстати, о школах: мало в каких других российских регионах ежегодно вводится столько новых ученических мест, как в Чувашии. В расчете на количество школьников мы находимся в первой десятке в стране, в 1999 году смогли занять даже 2-е место.
Немаловажно и то, что мы разграничили расходные полномочия между органами местного самоуправления и правительством Чувашии. Почти три десятка федеральных законов, реализуемых на местах, финансируется целевым назначением из республиканского бюджета. И те-перь у нас не возникает вопросов по таким когда-то «острым» проблемам, как оп-лата коммунальных услуг и обеспечение топливом сельских учителей, врачей, работников культуры, выплата детских пособий, осуществление расходов по «Закону о ветеранах»,- все это вы-плачивается полностью и в срок.
Корр: И этому помогает та самая «прозрачность» бюджета, о которой еще совсем не-давно приходилось лишь мечтать и вокруг которой столько «копий ломалось»?
Ответ: Да. Взять хотя бы те же детские пособия. Во многих субъектах Федерации еще до сих пор не рассчитались с давними «недоимками» в этой сфере, а мы и думать забыли о них, теперь их просто нет, оплата ведется своевременно. Или напомню о многолетней больной проблеме учителей, оплате методической литературы для педагогов, - мы тоже давно «погасили» все эти долги. А реформирование системы общественных финан-сов, которое ведется под эгидой Международного банка развития и Министерства финан-сов России, вообще предполагает отсутствие всякой просроченной кредиторской задолженности.
Корр: А Чувашия стала одним из первопроходцев в реализации этой реформы.
Ответ: Действительно, и это помогло сделать немало существенных преобразований. В рамках реформирования в республике принято более 50 законов и других норматив-ных правовых документов, регулирующих бюджетный процесс в Чувашии, тарифную по-литику, управление собственностью, инвестициями и так далее. Все делается по строгим критериям, системно, каждый шаг расписан законодательно, - а это очень дисциплинирует. Вот благодаря этому-то и была обеспечена прозрачность в управлении общественными финансами, что на практике означает рациональное распределение финансовых ресурсов и предсказуемость стабильных действий правительства. А это - очень важный фактор для развития бизнеса, потому что если будем «правила игры» менять каждый день, тогда и бизнес начнет как флюгер крутиться, никакой отдачи не даст, теперь же есть хороший на-строй для работы «в одну точку».
Корр: И, наверное, не случайно, что на финише 2002-го года Чувашия вошла в десятку наиболее привлекательных для инвестиций регионов России?
Ответ: Да, инвестиционная привлекательность Чувашии ежегодно повышается, инвестиционные риски снижаются – по этому показателю мы находимся на 16-м месте в Российской Федерации. По прозрачности же финансовой системы - на первом месте, а последующие места занимают такие крупные регионы-доноры, как Челябинск, Самара. И совокупность всех тех мероприятий, о которых мы говорим сейчас, и привела к тому, что Чувашия неплохо закончила год. Особо хочется подчеркнуть заслугу в этом президента Николая Васильевича Федорова, который ставит перед республикой глобальные цели, работа спорится, команда у нас сплоченная. В общем, все бюджетные программы реализованы. Республиканский бюджет вообще не имеет сегодня не выполненных обяза-тельств, мы рассчитываемся день в день. Органы местного самоуправления в большинстве своем тоже ликвидировали кредиторскую задолженность.
Корр: Николай Васильевич, а какие были главные приоритеты для Чувашии в минув-шем году?
Ответ: Социальная ориентированность бюджета. Мы стремимся повышать качество со-циальных услуг для населения через реформирование. И прежде всего, через реформиро-вание здравоохранения, образования. За год в республике, главным образом, в сельской глубинке, открыто, например, 100 новых, оснащенных современной медицинской техни-кой и компьютерами, офисов врача общей практики, или, как их называют в народе, се-мейных врачей. С их помощью медицинские услуги приближаются к каждой семье, к ка-ждому конкретному жителю республики, расходы на медицинское обслуживание осуществляются более эффективно и рационально, сокращается лишний коечный фонд.
Ак-тивно проводится и реформирование образования, и прежде всего, на селе, где создаются крупные школьные центры с компьютерной техникой. Претворение в жизнь программы «Сельская школа» «подтянуло» за собой новую социальную программу «Школьный авто-бус» - было закуплено более 70 автобусов, чтобы возить на уроки детей из маленьких дальних деревушек. А к концу года сама жизнь способствовала появлению еще одной, внеплановой, целевой программы, условно «Дороги к школе», вобравшей в себя целый комплекс работ по строительству и благоустройству подъездных путей к школьным зда-ниям, а значит, и новых инвестиций социальной направленности.
Корр: Николай Васильевич, давайте вернемся к началу минувшего года, к цифрам в бюджетном послании, которые тогда были еще только на бумаге. Все ли они стали явью, воплотились в задуманные дела?
Ответ: Первоначально республиканский бюджет был принят по расходам в объеме 6 миллиардов 204 миллиона рублей. В течение года мы дважды пересматривали его. С одной стороны, работали с федеральными органами, чтобы мобилизовать в республику дополнительные средства, с другой стороны, у себя работали над улучшением собираемости налогов. И в итоге республиканский бюджет увеличился по расходам по сравнению с первоначальными ориентирами сначала на 599 миллионов рублей, потом еще на 343 миллиона, - то есть получается 942 миллиона рублей до-полнительно. А это - гарантия выполнения всех наших обязательств.
Корр: Теперь посмотрим, каковы предварительные итоги года по ведущим отраслям.
Ответ: Образование. Намечено было построить 10 школ. Они возводятся, конечно, в рамках лимитов органов местного самоуправления, но львиную долю затрат на строитель-ство взял на себя республиканский бюджет. Кроме того, мы выделили дополнительную финансовую помощь районам и городам в виде трансфертов в размере 155 миллионов рублей. Большинство из школ-новостроек уже вошло в строй, возведение других завершается.
Теперь - по жилью. По президентской программе строительства жилья в Чувашии намечалось не только увеличить объемы ввода социального жилья, но и разнообразить формы государственной поддержки будущих новоселов, больше привлекая внебюджетные источники финансирования. В последние 3 года, например, мы привлекли на эти цели
около 200 миллионов рублей от самих граждан за счет выпуска жилищных облигаций, но до 70 процентов этих средств возмещали им из республиканского бюджета в виде жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья. А в последнее время все большие обороты в республике набирает ипотека. У нас внедряются самые разные ее формы: и социальная ипотека, и ипотечное кредитование для молодых семей, ипотека коммерческая. За 2002-й год было оформлено более 600 ипотечных жилищных договоров. А в новом го-ду сделаем упор на ипотеке для молодежи. Привлекая банковские кредиты, будем субсидировать проценты для молодых жителей села. А чтобы закреплялись в сельской местно-сти молодые специалисты, предоставим им большие льготы, выплачивая 100-процентные субсидии по процентам.
Корр: Сколько было запланировано в республиканском бюджете-2002 на ипотеку?
Ответ: 105 миллионов рублей. А на 2003 год выделено 162,7 миллионов. Но через сис-тему субсидирования процентных ставок и привлечения внебюджетных источников, о чем мы уже говорили, эта сумма увеличивается еще примерно на 270 миллионов рублей, в итоге на ипотеку пойдет при посредстве бюджета более 430 миллионов рублей. Это – как минимум. За счет чего можно построить 55 тысяч квадратных метров жилья.
По строительству дорог наш ежегодный «шаг» - не менее 100 километров новых трасс. В минувшем году, по предварительным данным, мы реконструировали и построили более 200 км дорог.
Корр: А как промышленность республики год закончила?
Ответ: По промышленности за 11 месяцев минувшего года прирост составил 1,7 про-цента. Думаю, что общий итог года будет выше, прирост увеличится до 4 и более процентов. Большой стимул для развития промышленности - инвестиционная политика правительст-ва Чувашии. В новом году, например, треть консолидированного бюджета - почти 3,5 миллиарда рублей - идет на инвестиции. А это - и стройматериалы, и лес, и щебень, кото-рые необходимы любому предприятию. Недавно, например, мы провели интересный ана-лиз - хозяйственный аудит по программе социального жилья, и оказалось, что его строи-тельство в республике стало самоокупаемым. Те средства, что мы вкладываем из бюджета на его возведение, идут фактически на создание новых рабочих мест на предприятиях, так что дают отдачи больше, чем было затрачено, вот отсюда и рост в экономике!
Корр: А как обстоят дела в агропромышленном комплексе?
Ответ: Это очень важная отрасль для экономики республики, ведь 40 процентов местного населения живет на селе. Но так сложилось, что выделяемые сегодня субсидии на агрокомплекс не всегда достигают цели, так как выручка от конечной продукции, например, хлебопродуктов, оседает у переработчиков, пекарей, торговли и т.д. Между тем более эффективно использование фонда льготного кредитования на сезонные работы в сельском хозяйстве, это дает хорошую отдачу. В минувшем году в республике, как и по всей России, сложилась сложная ситуация с реализацией зерна нового урожая, цены на него вдвое ниже прошло-годних. И правительство сейчас сообща с депутатами Госсовета Чувашии ищет пути, как закупить у аграриев это зерно. Считаю, что для произведенной крестьянами продукции должен быть гарантированный сбыт по гарантированным ценам, в этом плане мы должны помогать им, - чтобы не «пробуксовывала» здесь экономика. А вот ставка, сделанная в прошлом году на закупку сельхозтехники по лизингу, оправдала себя. Помогаем мы АПК из бюджета и в развитии элитного семеноводства. Но главную помощь селу видим в раз-витии социальной инфраструктуры - строительстве дорог и жилья, газификации.
Корр: Кроме АПК есть в нашей стране и другое «слабое звено» - ЖКХ. Каковы итоги года в этой сфере?
Ответ: Все познается в сравнении, и я бы не сказал, что в жилищно-коммунальном хо-зяйстве республики нет проблем. Думается, здесь важен конечный итог, сейчас зимой мы не замерзаем и не со-бираемся это делать. Обеспеченность энергетическими ресурсами в Чува-шии нормальное, и их финансовое обеспечение тоже нормальное. Республиканский бюд-жет в этой сфере вообще не имеет долгов, города и районы тоже почти завершают ликви-дацию прошлой задолженности, расплачиваются строго по графику. Кроме того, несмотря на все сложности, мы обеспечиваем федеральные стандарты в проведении реформы ЖКХ: уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги составляет 90 процентов. При этом мы бесперебойно выплачиваем малоимущим семьям жилищные субсидии. Вна-чале на эти цели в бюджете было предусмотрено 300 миллионов рублей, фактически вы-плачено 350 миллионов. Надежная система социальной защиты населения действует в республике и с учетом постоянно растущих тарифов на газ и электроэнергию. На 2003 год на жилищные субсидии в нашем бюджете предусмотрено 450 миллионов рублей.
Проблемы есть, мы продолжаем рабо-тать над ними, особенно в системе энергосбережения, технического перевооружения от-расли. Но, говоря об итогах года, хотелось бы напомнить и о том, что столица Чувашии Чебоксары признана в минувшем году самым благоустроенным городом России, это ведь тоже сфера ЖКХ республики.
Корр: Николай Васильевич, сейчас много говорят о «проблеме-2003», связанной с из-носом устаревших коммуникаций. Чувашию эта проблема не коснется?
Ответ: В бюджете нового года мы отдельной строкой учли в бюджетах районов и горо-дов дополнительные средства на капитальный ремонт жилья, это составляет 70 миллионов рублей.
Корр: Как строятся сейчас взаимоотношения регионов с федеральным центром, какие надежды или опасения в этом плане связаны у вас с новым годом?
Ответ: В финансовом состоянии Чувашии сейчас создан значительный «запас прочно-сти». Конечно, мы дотационная республика, 42 процента республиканского бюджета со-ставляют трансферты и другие виды финансовой помощи из федерального бюджета. Ка-жется, это очень много. Но когда мы раскладываем это на сводно-территориальном фи-нансовом балансе, включающем в себя абсолютно все доходы и взаимные финансовые потоки, там у нас дотаций выходит не более 15 процентов, - то есть запас прочности нема-лый. Многое значат и очень стабильные отношения, сложившиеся у республики с феде-ральным бюджетом. Они еще более укрепились в прошлом году, когда Чувашия на своем опыте показала «плюсы» начавшегося в стране реформирования общественных финансов.
Корр: Республика стала победителем этого федерального эксперимента. На этом по-ставлена точка или работа продолжается?
Ответ: Мы уже завершили оба этапа этого проекта. И сейчас работаем над совершенст-вованием финансового планирования бюджета, над другими бюджетными проблемами, «углубляя» их, распространяя республиканский опыт и на уровне районов, а постепенно дойдем и до каждого села, чтобы их жители учились сами планировать свою повседнев-ную жизнь. Но самое главное, это то, что опыт Чувашии в реформировании общественных финансов распространяется сейчас на всю Россию. А когда министр Кудрин публично за-являет, что «в Чувашии самая прозрачная современная финансовая система» - это обязы-вает, мы уже не можем хуже работать.
Корр: В общем, шаг, сделанный республикой в минувшем году, продолжается и в буд-нях нового года, движение продолжается без остановки? Каких рубежей Чувашия намере-на достигнуть нынче?
Ответ: Прежде всего, это резкий скачок и большие объемы газификации. На это преду-смотрено около 700 миллионов рублей, почти втрое больше прошлогоднего. Такой же резкий рост объемов дорожного строительства и ремонта дорог, на эти цели запланирова-но 1 миллиард 400 миллионов рублей. И хотим запустить на полную мощность ипотечное кредитование в строительстве жилья. В общем, сделать все возможное, чтобы людям жи-лось лучше.
...«Дефолта не будет» - однозначно заявил Президент России во время недавнего пря-мого диалога с населением в телеэфире. Но если даже «вдруг» что-то произойдет непред-виденное, мы, в конце концов, сможем временно сократить республиканскую программу инвестирования, а текущие затраты по-прежнему будут финансироваться в полной мере. И в конечном итоге, считаю, у Чувашии впереди неплохие перспективы. Потому мы и ставим перед собой весьма амбициозные планы.
На днях Президент республики Н.В.Федоров озадачил Правительство новыми приоритетами, наращивать экономический рост более опережающими темпами, нежели в целом по стране, на основе привлечения новых инвестиций, внедрения экспортозамещающих производств, развития малого и среднего бизнеса.