14:32 Узакониваются межбюджетные отношения
В начале января в нижнюю палату парламента России поступили поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым приоритетом в нынешнем году становится одна из наиболее кардинальных реформ последнего времени – федеральная, призванная в корне изменить систему взаимоотношений трех уровней власти – центра, регионов и муниципалитетов.
В первом законе определены два типа полномочий органов государственной власти субъектов федерации по предметам их совместного ведения с центром. Во-первых, полномочия, осуществление которых финансируется из региональных бюджетов. Здесь федеральное регулирование может носить только рамочный характер, но перечень таких полномочий устанавливает все-таки федеральный закон. Во-вторых, полномочия, финансируемые из федерального бюджета в форме целевых субвенций. Тут в силу вступает иной принцип: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Федеральные органы исполнительной власти вправе контролировать исполнение таких полномочий, и если оно признается ненадлежащим, временно принимать их на себя. В законе предлагается прописать экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов РФ, установить основные принципы «управления и распоряжения госсобственностью», находящейся у них в руках, а также «формирования и исполнения бюджетов» регионов.
Предлагаемая во втором законе «система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ». Здесь также предусматривается «усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления» своих полномочий и возможность временной передачи этих полномочий региональным органам госвласти.