Министерство финансов Чувашской Республики

Бюджетная политика в Чувашии прозрачная и ответственная

Бюджетная политика в Чувашии прозрачная и ответственная 22 ноября чувашский парламент принял Закон «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год». Это основной финансовый документ, по которому будет жить наше общество не только в следующем году, но и создаст предпосылки для дальнейшего социально-экономического подъема республики. Об особенностях «бюджета развития» корреспондент «Республики» беседует с министром финансов Н.В.Смирновым. – Николай Васильевич, расскажите, пожалуйста, вначале о сложившемся уровне современной бюджетной политики, которой придерживается республиканская власть. – Бюджет сегодня как никогда отражает эффективность деятельности публичной власти. А власть должна знать, как использовать бюджетные ресурсы для наиболее устойчивого развития и чтобы государственные ресурсы и услуги не проходили мимо тех людей, которые нуждаются в них больше всех. Можно ведь большие ресурсы распылять по бессмысленному спектру усилий, а можно ограниченные ресурсы сосредоточить на приоритетах и добиваться лучших результатов. К примеру, мы в начале 90-х годов серьезно отставали по бюджетной обеспеченности на душу населения, а сейчас этот показатель значительно улучшился, даже в сравнении с теми, которые имеют более высокий экономический потенциал. Чувашская Республика с 1999 года входит в число участников Программы реформирования системы управления общественными финансами, проводимой Правительством России и Международным банком реконструкции и развития. Мы соревновались с такими сильными в финансовом отношении регионами, как Самара, Санкт-Петербург, Челябинск, Хабаровск, Вологда и получили наивысший балл по ответственности и прозрачности. В Чувашии реализованы глубокие преобразования по всему спектру деятельности публичной власти. Сам факт получения гранта и последнее подтверждение тому, проверка Счетной палаты России на предмет эффективности, свидетельствуют о проведении руководством Чувашии ответственной и прозрачной экономической и бюджетной политики. Ключевым аспектом является определение правил и норм, создающих для государственных органов и чиновников стимулы действовать в коллективных интересах и ограничивающих принимать произвольные решения. Все полномочия власти в области экономики и финансов в республике осуществляются исключительно по законам и формализованным критериям. – В республике практически снята наиболее острая проблема, присущая всем уровням бюджетной системы России, – по социальным выплатам. Каким образом это удалось? – Эффективность власти во многом отражается на региональном и местном уровне. Многие расходные полномочия в законодательном плане сосредоточены на федеральном уровне, а вопросы администрирования и финансирования – на местном. Чтобы не было нефинансируемых федеральных мандатов, и люди могли вовремя получать положенные им услуги и льготы, Чувашия реально продвинулась в реформе межбюджетных отношений внутри республики. У нас законодательно разграничены сферы финансовой ответственности между Правительством и органами местного самоуправления. Районы и города из специального Фонда субвенций и субсидий в целевом порядке получают средства на реализацию законов о ветеранах, инвалидах, детских пособиях, всего около трех десятков законов. То есть в республике впервые остановлена практика перекладывания социальных расходов на места без финансового обеспечения. Хочу также обратить внимание на необходимость рационального использования бюджетных средств. В республике более 90% государственных и муниципальных заказов осуществляется на конкурсной основе. Приняты решения о замещении неэффективных субсидий предприятиям адресными денежными пособиями населению. К примеру, мы уже второй год выплачиваем жилищные субсидии не только гражданам, проживающим в городских муниципальных домах, но и частным домовладельцам в сельской местности. Многие республиканские и федеральные программы, реализуемые в Чувашии, направлены на повышение качества бюджетных услуг и рационализацию расходов. – При обсуждении бюджета на 2003 год звучала фраза «бюджет развития». Что это означает? – В республике законодательно разделены бюджет текущих расходов и бюджет развития. Наладив текущие дела, правительство проводит большую и нужную работу по развитию общественной инфраструктуры. В соответствии с указом Президента республики «О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры» уже в этом году новое дыхание получили такие программы, как газификация, строительство дорог, жилья, объектов социально-культурной сферы. Что касается самих денег для развития, для того, чтобы не откладывать потребности общества в газификации или строительстве дорог на более отдаленные сроки, Правительство Чувашии уже длительное время использует несбалансированный бюджет, дефицит – путем выпуска ценных бумаг и других заимствований. Например, с 1996 года выпущено разных ценных бумаг на сумму 1,5 млрд. рублей. Действительно, бюджет следующего года – это бюджет развития. Расходы на газификацию населенных пунктов возрастут в 3 раза, развитие дорожного хозяйства – на 40%. Не намерены сдавать позиции и в лидерстве по строительству жилья. Следующий год будет прорывом в части ипотечного кредитования. Создана Ипотечная корпорация. В первую очередь будут задействованы молодежные проблемы, на субсидирование процентов по ипотечным кредитам для молодых граждан будет направлено 40 млн. рублей, что позволит привлечь порядка 250 млн. рублей кредитов. Кроме того, для очередников в муниципалитетах будет направлено на ипотечное кредитование 162 млн. рублей по льготным ставкам 6%. Сохраняются субсидии на приобретение и строительство жилья, граждане получат 183 млн. рублей. – Несколько слов об основных направлениях и параметрах бюджета республики на следующий год. – Основные направления бюджетной политики Президента Чувашской Республики на 2003 год нацелены на сохранение положительных результатов, развитие позитивной динамики экономического роста и совершенствование системы управления общественными финансами, рост реальных доходов населения, своевременность и качество бюджетных услуг, надежность системы социальной защиты населения, высокие темпы развития общественной инфраструктуры. Рост ВРП в 2003 году прогнозируется на 4%, объем производства возрастет на 4,4%. Прогнозы оптимистичны и ответственны. Основные характеристики республиканского бюджета Чувашской Республики следующие: доходы – 8049 млн. рублей, расходы – 8625 млн. рублей, дефицит бюджета – 576 млн. рублей, или 13,7% к собственным доходам при предельном ограничении 15%. Дефицит республиканского бюджета будет покрываться в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2003 год, которая предусматривает привлечение 846,6 млн. рублей, в том числе бюджетные ссуды из федерального бюджета – 150 млн. рублей, банковские кредиты – 411,6 млн. рублей, государственные займы – 285 млн. рублей. Консолидированный бюджет Чувашской Республики по доходам прогнозируется в сумме 10193 млн. рублей, расходы – 10693 млн. рублей. – Выполнимы ли прогнозируемые доходы? – Налоговая реформа, направленная на стимулирование деятельности бизнеса, оказала положительное влияние на рост экономической и инвестиционной активности, и, следовательно, улучшение ситуации со сбором доходов в бюджеты. За 9 месяцев текущего года темпы роста налоговых доходов в Чувашии в сравнении с другими регионами значительно выше. За предстоящие 3 года республика намерена увеличить доходную базу в 2,2 раза. Поэтому проблем с выполняемостью доходов не должно быть. В следующем году отменится последний оборотный налог – налог на пользователей автомобильных дорог. Но как источник для дорожного развития, в качестве компенсации вводится транспортный налог с одновременной отменой налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Увеличивается региональная ставка налога на прибыль организаций на 1,5%-ных пункта. Прекратится централизация платежей за землю в федеральном бюджете. Дополнительным источником территориальных бюджетов будет 60% акцизов на бензин. Индексируются ставки акцизов на водку (15%) и пиво (25%), земельного налога – в 1,8 раза. В структуре налоговых доходов бюджетов Чувашской Республики наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц – 28,6%, налог на прибыль предприятий – 22,7%, акцизы – 13,8%. На следующий год доминирующее значение этих налогов сохранится. Значительно, больше чем наполовину, сократится налог с продаж, что вполне объяснимо – большинство представителей малого бизнеса переходит на упрощенную систему налогообложения. В составе доходов республиканского бюджета финансовая помощь из федерального бюджета составит 3835,8 млн. рублей, в том числе основная сумма планируется из Фонда финансовой поддержки регионов на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности – 2786 млн. рублей. Кроме того, средства поступят из Фонда компенсаций на льготы инвалидам, героям, чернобыльцам, репрессированным, детские пособия, из Фонда софинансирования социальных расходов – частичную компенсацию на выплату жилищных субсидий гражданам, Фонда регионального развития – на адресные инвестиционные программы и развитие территорий, и на развитие дорожного хозяйства. Кардинальных изменений во взаимоотношениях с федеральным бюджетом нет. – Какие бюджетные расходы будут считаться приоритетными в 2003 году? – Расходы бюджета сформированы исходя из системы приоритетов и ценностей. Усилия по обеспечению сбалансированности государственных расходов и заимствований должны быть строго скоординированы. В условиях ограниченности ресурсов нельзя, с одной стороны, до критической отметки сокращать жизненно важные программы, с другой, не должно быть раздутых расходов. Хотел бы остановиться на главных моментах. В этом году удалось значительно поднять уровень финансирования социально-культурных учреждений. Расходы увеличены более чем в два раза, а по здравоохранению – в 2,4 раза. В следующем году достигнутый уровень бюджетной обеспеченности не только сохранится, но и увеличится в среднем на 16-17%. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы с 1999 года в Чувашии в среднем возросли более чем в три раза. Ставка первого разряда ЕТС за это время увеличена с 60 до 450 рублей. С 1 октября будущего года вводятся отраслевые системы оплаты труда, что в среднем позволит увеличить зарплату примерно на 33%. Стипендии увеличатся в 2 раза с 1 сентября 2003 года. Примечательно, что многие социальные трансферты и льготы бюджетникам выделяются отдельной строкой: на выплату компенсации учителям на приобретение книг, компенсацию на питание школьников, коммунальные льготы работникам социально-культурной сферы в сельской местности. Особое внимание будет уделено финансовому обеспечению здорового образа жизни, развития массового спорта, профилактики заболеваний. Основной задачей в области социальной политики станет усиление адресной помощи тем, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке. В 2003 году финансовое обеспечение получит широкий диапазон государственной поддержки молодых граждан во исполнение специального Указа Президента Чувашии – в виде повышенных стипендий, льготных кредитов на строительство и приобретение жилья, открытие своего бизнеса. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурную сферу в 2003 году с учетом средств Фонда субсидий и субвенций составят 5135,4 млн. рублей, или 48,3% в общем объеме расходов. Важнейшие статьи расходов – государственная поддержка базовых отраслей, обеспечивающих население услугами общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, где в целях социальной защиты населения тарифы регулируются властями, а убытки компенсируются бюджетом. В этой сфере в последние годы сделаны серьезные шаги к переходу на адресную помощь населению в обмен на субсидии конкретным предприятиям. До этого нередко бюджетные средства не доходили до конкретного пользователя услуг и уходили на покрытие бесхозяйственности. Например, по ЖКУ в настоящее время бюджет дотирует лишь 10% расходов МУПов, а остальная стоимость услуг в виде адресных жилищных субсидий выделяется гражданам. На следующий год средства на эти цели составят 430 млн. рублей. – Входят ли расходы на сельское хозяйство в число приоритетных? – Вопрос о государственной поддержке сельского хозяйства мы обсудили в комитетах Госсовета. В этом плане Правительством сделано очень многое. В 2001-2002 годах проведена реструктуризация долгов по налогам и сборам на 322 млн. рублей. Принято решение об уменьшении задолженности по кредитам, полученным в 1992-1996 годах, на более чем 300 млн. рублей. Намечена реструктуризация долгов по Федеральному Закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Правительство оказывает государственную поддержку АПК в виде прямых субсидий по всем направлениям, предусмотренным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства». В последние годы дополнительно создали фонд льготного кредитования, позволяющий получать ежегодно льготные кредиты на сезонные работы и приобретение техники до 380 млн. рублей. Не первый год действует лизинговый фонд. Но самое главное, Правительство вкладывает и намерено вложить колоссальные ресурсы на развитие инфраструктуры села: строительство и ремонт дорог, газификацию сел, строительство объектов социальной сферы, что не только улучшает бытовые условия жизни селян, но является сильной поддержкой для развития сельскохозяйственного и другого производства на селе. Хотелось бы сказать еще вот о чем, к сожалению, не всегда эффективно и ответственно используются выделяемые ресурсы. Так, неудовлетворительно осваиваются средства на повышение плодородия. Есть неплатежи по кредитам, полученным на приобретение комбайнов под государственную гарантию.


29 декабря 2002
00:00
Поделиться
;