Министерство финансов Чувашской Республики

Бюджет 2003 года – бюджет развития

Бюджет 2003 года – бюджет развития (интервью с министром финансов Н.В.Смирновым) Республиканский бюджет на 2003 год, утвержденный Правительством Чувашии еще в сентябре, рассмотрен и принят уже во втором чтении депутатами Государственного Совета. Наш собеседник – заместитель Председателя Кабинета Министров – министр финансов Чувашской Республики Н.В.Смирнов. – Николай Васильевич, расскажите немного о бюджетной политике Правительства Чувашии, которая ведется в последние годы. – Эффективность деятельности публичной власти в первую очередь отражается на бюджете, поскольку он предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Власть должна знать, как наиболее эффективно использовать бюджетные средства, чтобы государственные ресурсы и услуги не проходили мимо тех людей, которые нуждаются в них больше всех. Ведь можно и большие ресурсы распылять по бессмысленному спектру усилий, а можно и ограниченные ресурсы сосредоточить на приоритетах и добиваться лучших результатов. Чувашию смело можно отнести ко второму варианту. К примеру, мы в начале 90-х годов серьезно отставали по бюджетной обеспеченности на душу населения. Сейчас же этот показатель значительно улучшился, даже в сравнении с регионами, которые имеют более высокий экономический потенциал. Хочу напомнить, Чувашская республика с 1999 года входит в число участников Программы реформирования системы управления общественными финансами, которая проводится Правительством России и Международным банком реконструкции и развития. Мы соревновались с такими сильными в финансовом отношении регионами, как Самара, Санкт-Петербург, Челябинск, Хабаровск, Вологда и вышли на первое место по ответственности и прозрачности. Таким образом, эффективность работы Правительства Чувашии признана и международными экспертами, которые по итогам двухлетнего мониторинга заключили, что в Чувашии самая прозрачная и рациональная экономическая и бюджетная политика. Первый транш по линии МБРР в сумме 110,7 млн. рублей республика уже получила. В Чувашии создана надежная правовая основа для проведения эффективной бюджетной политики. За последние два года принято около 50 законов и нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс. В настоящее время все полномочия власти в области экономики и финансов в республике осуществляются исключительно по законам и формализованным критериям. – Раньше много разговоров было о задолженности по заработной плате бюджетникам и различным социальным выплатам. Сейчас эта проблема полностью снята? – Чувашское Правительство в основном решило проблему несбалансированности ресурсов и обязательств. И сейчас республика не имеет долгов ни по заработной плате, ни по социальным выплатам. Во многом задолженность раньше допускалась из-за того, что многие расходные полномочия законодательно были сосредоточены на федеральном уровне, а вопросы администрирования и финансирования – на местном. Чтобы не было нефинансируемых федеральных мандатов и люди могли вовремя получать положенные им услуги и льготы, в Чувашии законодательно разграничены сферы ответственности между Правительством и органами местного самоуправления. То есть в республике впервые остановлена практика перекладывания социальных расходов на места без финансового обеспечения. В нашем законе записано: власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов местных бюджетов без соответствующей компенсации. С 2002 года в республиканском бюджете создан Фонд субвенций и субсидий, из которого районы и города в целевом порядке получают средства на реализацию законов о ветеранах, инвалидах, детских пособиях, всего таких законов около тридцати. Муниципалитеты же финансируют исключительно расходы, отнесенные к ним Бюджетным кодексом. У кого для этого не хватает средств, выделяются трансферты из Фонда финансовой поддержки на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики. Таким образом, в республике обеспечивается равный доступ граждан к бюджетным услугам. – В чем заключается рациональность бюджетной политики, проводимой Правительством Чувашии? – Рациональное и эффективное использование государственных средств – важнейшее направление бюджетной политики, через которое изыскиваются ресурсы для новых, нужных людям бюджетных программ. Более 90% государственных и муниципальных заказов осуществляется на конкурсной основе. Приняты решения о замещении неэффективных субсидий предприятиям адресными денежными пособиями населению. К примеру, мы уже второй год выплачиваем жилищные субсидии не только гражданам, проживающим в городских муниципальных домах, но и частным домовладельцам в сельской местности. Многие республиканские и федеральные программы, реализуемые в Чувашии, направлены как на повышение качества бюджетных услуг, так и на рационализацию расходов. Например, Президентская программа «Новая школа», система «Школьный автобус», «институт» врача общей практики, программа «Снижение издержек на теплообеспечение организаций бюджетной сферы и муниципального жилья», работающая в рамках проекта МБРР. Ресурсы для новых, нужных людям бюджетных программ изыскиваются через такую рационализацию. В республике налажена эффективная система управления государственными финансами через казначейское исполнение бюджета. Казначейская система позволяет обеспечивать контроль за использованием бюджетных ресурсов на стадии их использования, что также повышает рациональность бюджета. – Что представляет из себя бюджет республики 2003 года? – Бюджетная политика Президента Чувашии на 2003 год нацеливает на сохранение положительных результатов, развитие позитивной динамики экономического роста и совершенствование системы управления общественными финансами, рост реальных доходов населения, своевременность и качество бюджетных услуг, надежность системы социальной защиты населения, высокие темпы развития общественной инфраструктуры. Основные характеристики республиканского бюджета Чувашской Республики следующие: доходы – 8049 млн. рублей, расходы – 8625 млн. рублей, дефицит бюджета – 576 млн. рублей, или 13,7% к собственным доходам при том, что по Бюджетному кодексу предельное ограничение – 15%. Программа государственных внутренних заимствований на 2003 год предусматривает привлечение 846,6 млн. рублей, в том числе бюджетные ссуды из федерального бюджета – 150 млн. рублей, банковские кредиты – 411,6 млн. рублей, государственные займы – 285 млн. рублей. Эти средства и пойдут на покрытие бюджетного дефицита. Дефицит используется для того, чтобы в республике была возможность не только оплачивать текущие платежи, но и создавать экономические возможности для развития человека, то есть решать такие важные задачи, как газификация, строительство дорог, школ, социального жилья и т.д. Поэтому можно сказать, что бюджет следующего года – бюджет развития. В 2003 году сохранятся высокие темпы развития газификации, строительства дорог, социального жилья, школ и других объектов социально-культурной сферы. Расходы на газификацию населенных пунктов возрастут в 3 раза, развитие дорожного хозяйства – на 40%. В строительстве социального жилья на первый план выйдет ипотечное кредитование. В первую очередь будут решаться молодежные проблемы, на субсидирование процентов по ипотечным кредитам для молодых граждан будет направлено 40 млн. рублей. Кроме того, для очередников в муниципалитетах по схеме ипотечного кредитования будет направлено 162 млн. рублей – по льготным ставкам 6%. В то же время сохраняются и субсидии на строительство и приобретение жилья, на эти цели будет направлено 183 млн. рублей. – – А какие еще бюджетные расходы будут считаться приоритетными в 2003 году? – В этом году удалось значительно поднять уровень финансирования социально-культурных учреждений. Расходы увеличены более чем в два раза, а по здравоохранению – в 2,4 раза. В следующем году достигнутый уровень бюджетной обеспеченности не только сохранится, но и увеличится в среднем на 16-17%. Основной задачей в области социальной политики станет усиление адресной помощи тем, кто нуждается в государственной поддержке. В следующем году расходы консолидированного бюджета на социально-культурную сферу с учетом средств Фонда субсидий и субвенций составят 5135,4 млн. рублей, что составляет 48,5% от всех расходов. Особое внимание будет уделено финансовому обеспечению здорового образа жизни, развития массового спорта, профилактики заболеваний. Важнейшие статьи расходов – государственная поддержка отраслей, обеспечивающих население услугами общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, где в целях социальной защиты тарифы регулируются властями, а убытки компенсируются бюджетом. В последние годы в этой сфере приоритеты меняются в пользу адресной помощи населению, чтобы предприятия не могли прикрывать свою бесхозяйственность бюджетными средствами. Например, по ЖКУ в настоящее время бюджет дотирует лишь 10% расходов МУПов, а остальная стоимость в виде адресных жилищных субсидий выделяется гражданам. На следующий год средства на эти цели составят 430 млн. рублей. Государственная поддержка сельского хозяйства также не теряет силы. В 2001-2002 годах проведена реструктуризация долгов по налогам и сборам на 322 млн. рублей. Принято решение об уменьшении задолженности по кредитам, полученным в 1992-1996 годах, на более чем 300 млн. рублей. Намечена реструктуризация долгов по Федеральному закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Правительство оказывает помощь АПК в виде прямых субсидий по всем направлениям, предусмотренным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства». В последние годы дополнительно создали фонд льготного кредитования, позволяющий получать ежегодно льготные кредиты на сезонные работы и приобретение техники до 380 млн. рублей. Действует лизинговый фонд. Существенная помощь селу в следующем году будет исходить также от того, что Правительство будет вкладывать колоссальные ресурсы на развитие инфраструктуры села: строительство и ремонт дорог, газификацию деревень, строительство объектов социальной сферы. Это не только улучшает бытовые условия жизни селян, но является сильной поддержкой для развития производства на селе. Таким образом, приоритеты социально-экономического развития республики в 2003 году будут направлены на последовательное повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства, адресность при оказании государственной помощи. – На какую помощь могут рассчитывать районы в следующем году? – В 2003 году в республике продолжатся реформы межбюджетных отношений с органами местного самоуправления. Эти реформы направлены на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного потенциала. Из республиканского бюджета районы и города получат более 3 млрд. рублей. В том числе финансовая помощь местным бюджетам для выравнивания бюджетной обеспеченности составит 1613,3 млн. рублей, из Фонда субвенций и субсидий – 1528,7 млн. рублей. Но я еще раз хотел бы напомнить, что районы и города должны подходить к бюджетным средствам с максимальной ответственностью. Пока, к сожалению, выделяемые ресурсы не всегда используются эффективно и ответственно. Ближайшая задача для районных чиновников – научиться использовать общественные финансы с наибольшим эффектом. С этой целью в 2002 году и был организован конкурс на лучшую программу реформирования муниципальных финансов. Надо сказать, администрации районов и городов провели большую работу по их подготовке. В настоящее время Межведомственная комиссия по реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике уже рассмотрела представленные материалы. Разумеется, качество и содержание программ отличалось, тем не менее программы у всех заявлены серьезные. Призовой фонд конкурса составляет 60 млн. рублей, их разделят между собой три района, представившие лучшие программы. В дальнейшем реформы межбюджетных отношений получат продолжение. В настоящее время федеральным центром подготовлен законопроект о местном самоуправлении, что можно оценить как важный шаг к подлинному развитию местного самоуправления. Каждое поселение наделяется собственными налоговыми источниками, своим собственным бюджетом, будет иметь право на получение дотаций на выравнивание. Предстоит и в Чувашии сформировать эту систему и сделать ее эффективной в интересах населения республики.


11 декабря 2002
00:00
Поделиться