16:35 Банки и регионы-доноры тянутся к бюджетному кошельку
На следующей неделе Государственная Дума должна рассмотреть в четвертом чтении проект бюджета на 2003 год, но уже сегодня можно утверждать, что документ в нижней палате серьезно видоизменился: при обсуждении проекта бюджета в третьем чтении в статью 47 была внесена поправка, суть которой сводится к следующему – разрешить регионам-донорам открывать в банках счета для обслуживания расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами.
На первый взгляд, она относится к разряду технических. Но, если это произойдет, то многие регионы получат возможность часть бюджетных денег уводить в тень: чем не лакомый кусок, отрезанный от бюджетного пирога. Необходимо отметить, что данная поправка вступает в прямое противоречие с ныне действующим бюджетным законодательством. И законодатели, голосуя за нее, должны были помнить, что последние поправки в Бюджетный кодекс вносились не далее как в 2000 году, именно этим составом Думы. Напомним, в Бюджетном кодексе РФ (статья 1) четко прописано, что он регулирует бюджетные отношения, а статья 2 говорит о том, что к бюджетному законодательству относятся Бюджетный кодекс и закон о бюджете на текущий финансовый год. При этом в кодексе также прописано, что если какая-либо норма вступает в противоречие между БК и законом о бюджете, то главенство принадлежит кодексу, то есть эта самая норма должна действовать по кодексу, но не по закону о бюджете.
Далее. В статье 155 БК записано, что счета бюджетов обслуживает Центробанк, а статья 156 дает разрешение кредитным организациям обслуживать операции с государственными ценными бумагами и осуществлять бюджетные расчеты, но только в случае, если на этой территории Центробанк не может по каким-либо причинам осуществлять данную функцию.
По мнению экспертов, законодатели отступили на два шага назад в сфере бюджетного законодательства.
В свое время осуществление расчетов через казначейство было придумано для того, чтобы бюджетные денежные потоки стали прозрачными. В середине 90-х годов расчеты по бюджетным средствам проходили через уполномоченные комбанки. В частности, достаточно вспомнить практику залоговых аукционов, когда бюджет занимал свои (на депозитах комбанков было сосредоточено практически 80% бюджетных денег) у банков, а отдавал с процентами и опять-таки свои бюджетные деньги. Этот путь, похоже, законодатели решили повторить, еще раз играя на руку комбанкам.
(По материалам «Российской бизнес-газеты»)