Бюджет до востребования
Бюджет до востребования
На заседании правительства России обсуждался отчет об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года. Особых нареканий у премьера М.Касьянова бюджетные показатели не вызвали. Доходы бюджета составляют в настоящее время 20% ВВП, то есть находятся на уровне прошлогодних показателей и, как заметил М.Касьянов. «исполняются стабильно, несмотря на снижение количества налогов и общей налоговой нагрузки». Профицит бюджета также не вызывает опасений. По итогам девяти месяцев 2002 года он составил уже 140 млрд. рублей, или 1,8% ВВП, «что вдвое больше, чем прогнозировало правительство», а размер финансового резерва «находится на должном уровне» и на 1 октября 2002 года составил 95 млрд. рублей. Порадовали премьера и данные об объеме госдолга, который сократился до 120 млрд. долларов и составляет 40% от ВВП, тогда как еще в 1999 году превышал 100% ВВП и составлял 160 млрд. рублей.
Бюджетные показатели могли оказаться еще более впечатляющими, если бы не налоговики, которые по итогам девяти месяцев недовыполнили задание по сбору налогов в бюджет (без учета единого социального налога) на 4,9%, или 42,4 млрд. рублей.
Впрочем, как оказалось, доходов в бюджете и без того хватает. Премьер обратил внимание на то, что 115 млрд. рублей, выделенные из бюджета, до сих пор не потрачены бюджетополучателями и зависли в виде остатков на счетах. «если средства не израсходованы, то, возможно, нет необходимости собирать столько налогов. Может быть, есть смысл снизить налоговое бремя»,– заметил М.Касьянов и предложил рассмотреть такую возможность уже на следующем заседании правительства.
Однако это не означает, что уже в ближайшее время налоги действительно будут снижены. Слова М.Касьянова на деле были адресованы нерадивым бюджетополучателям, которые, как пояснил по окончании заседания министр экономического развития и торговли Г.Греф, «благополучно затягивают тендеры и не проводят в срок конкурсные процедуры», чтобы отобрать поставщиков работ и товаров, и в результате «попадают в цейтнот». Иными словами, бюджетополучателям рекомендовано поторопиться. Иначе не освоенные ими до конца года деньги, по слова Г.Грефа, будут направлены в профицит бюджета. Так что получается, что перспективы налоговой реформы напрямую зависят от того, насколько расторопными окажутся получатели бюджетных средств.
(газета «Коммерсант Ъ»)