Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Руководствуясь статьей 73 Конституции Чувашской Республики, п о с т а н о в л я ю:
1. Определить основными направлениями бюджетной политики Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики, формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Чувашской Республике;
обеспечение роста собственных доходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики, в том числе путем улучшения качества администрирования доходов бюджетной системы Чувашской Республики;
повышение эффективности управления бюджетными расходами, интегрирование в бюджетные процедуры методов проектного управления;
использование надежных долговых инструментов путем диверсификации долговых обязательств по типам и по срокам их погашения, формирование оптимальной структуры государственного долга Чувашской Республики, позволяющей минимизировать расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на его обслуживание.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики обеспечить:
развитие доходного потенциала Чувашской Республики путем стимулирования роста инвестиций в основной капитал и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики;
принятие мер по повышению собираемости налогов, росту налоговой базы, в том числе за счет предотвращения ухода от налогообложения (легализации «теневой» заработной платы), содействия совершенствованию администрирования доходных источников на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и других контрольно-надзорных органов;
проведение работы по оптимизации налоговых льгот по региональным налогам, установленных законодательством Чувашской Республики, с целью отмены неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);
поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, сохранение льготных условий налогообложения для инвесторов, создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики путем финансирования строительства (реконструкции) объектов капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктуры при осуществлении инвесторами инвестиционной деятельности в сфере промышленного производства и агропромышленного комплекса, предусматривающей создание новых производств;
формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления, путем интеграции приоритетных проектов в государственные программы Чувашской Республики и бюджетный процесс;
повышение эффективности инвестиционной составляющей в расходах консолидированного бюджета Чувашской Республики, обеспечивающей стратегическое развитие Чувашской Республики;
операционную эффективность управления расходами, повышение ликвидности единого счета республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе посредством проведения операций по управлению остатками средств на едином счете республиканского бюджета Чувашской Республики, а также проведения кассовых выплат под текущую фактическую потребность;
совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов, а также обеспечению сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Чувашской Республики на всех уровнях;
повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, в том числе за счет повышения эффективности государственного финансового контроля;
внедрение и совершенствование системы ведения реестров расходных полномочий Чувашской Республики и муниципальных образований;
поддержание умеренной долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики;
повышение прозрачности финансовой информации, обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, повышение финансовой грамотности населения.
3. Органам исполнительной власти Чувашской Республики:
обеспечить взаимосвязь бюджетных ассигнований с результатами их использования на всех этапах бюджетного процесса;
повысить эффективность и оперативность исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики по расходам, качество финансового менеджмента;
обеспечить формирование конкурентной модели оказания государственных услуг, направленной на повышение их качества;
обеспечить организацию и совершенствование системы ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики;
обеспечить информирование населения в доступной форме о планируемых и достигнутых результатах деятельности, использовании бюджетных средств.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
принять меры по снижению уровня дотационности муниципального образования и росту налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования;
повысить эффективность администрирования неналоговых платежей;
повысить уровень информационной открытости бюджетных данных и продолжить внедрение принципов инициативного бюджетирования с целью расширения практики общественного участия в управлении муниципальными финансами.
Глава Чувашской Республики М.Игнатьев
Комментарий
к Указу Главы Чувашской Республики
«Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
В основу бюджетной политики Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов положены стратегические цели развития экономики Российской Федерации и Чувашской Республики, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики от 20 января 2017 года.
По итогам 2016 года можно говорить о том, что процесс адаптации экономики к проявившимся в 2014–2015 годах кризисным явлениям практически завершился. С учетом этого проводимая Кабинетом Министров Чувашской Республики бюджетная политика в 2017 году переориентирована от непосредственного преодоления кризисных явлений к обеспечению условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста.
Для ускорения темпов экономического роста необходимо обеспечить финансовую стабильность в Чувашской Республике. В основу должно быть положено проведение ответственной бюджетной политики, позволяющей обеспечить долгосрочную устойчивость консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики.
Большое внимание должно быть уделено обеспечению роста собственных доходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики. Перед Кабинетом Министров Чувашской Республики ставится задача по принятию мер, направленных на повышение собираемости налогов, в том числе за счет предотвращения ухода от налогообложения (легализации «теневой» заработной платы). Необходимо продолжить работу по повышению качества администрирования доходов бюджетной системы Чувашской Республики, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, налоговых органов, других контрольно-надзорных органов.
Необходимо обеспечить формирование гибкой и комплексной системы управления расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления. Реализация данной задачи предполагает интегрирование в бюджетные процедуры методов проектного управления.
Повышение эффективности управления бюджетными расходами предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению стратегической эффективности, операционной эффективности управления расходами, а также мер по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов.
Ставится задача увеличения объема инвестиций в основной капитал. При этом упор должен быть сделан не на увеличение инвестиционной составляющей в расходах консолидированного бюджета Чувашской Республики, а на повышение эффективности бюджетных инвестиций, обеспечивающее стратегическое развитие Чувашской Республики и привлечение в экономику дополнительных средств инвесторов.
В целях обеспечения операционной эффективности управления расходами должна быть продолжена работа по повышению ликвидности единого счета бюджета, в том числе посредством проведения операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета, а также проведения кассовых выплат под текущую фактическую потребность.
Необходимо продолжить работу по формированию конкурентной модели оказания государственных услуг, обеспечивающей повышение их качества.
Повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов должно быть обеспечено в том числе за счет повышения эффективности государственного финансового контроля. Перед органами исполнительной власти Чувашской Республики ставится задача по организации и совершенствованию системы ведомственного контроля в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики. Необходимо усилить ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в отношении подведомственных учреждений.
Должна быть продолжена работа по совершенствованию межбюджетных отношений, результатом которой должно стать укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов. Ставится задача по обеспечению прозрачности, повышению эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, что обеспечит сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Чувашской Республики на всех уровнях – как на региональном, так и на муниципальном.
В рамках повышения эффективности бюджетных расходов должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы ведения реестров расходных полномочий Чувашской Республики и муниципальных образований.
Эффективность проводимой бюджетной политики Чувашской Республики обеспечивается также за счет качественного управления государственным долгом Чувашской Республики. Необходимо поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Чувашской Республики. Для этого должна быть сформирована оптимальная структура государственного долга Чувашской Республики, позволяющая минимизировать расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на его обслуживание.
При реализации бюджетной политики большое значение имеет доступность соответствующей информации для граждан, а также понятность бюджетных мер, принимаемых Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В этих целях должна быть продолжена работа по повышению прозрачности финансовой информации, обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Заместитель Председателя
Кабинета Министров Чувашской Республики –
министр финансов Чувашской Республики С.А. Енилина
г. Чебоксары
27 июня 2017 года
№ 70