Министерство финансов Чувашской Республики

Закон ЧР «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике»

Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 26 ноября, 27 декабря 2001 г., 30 апреля, 27 ноября 2002 г., 23 мая, 25 ноября 2003 г.) Принят Государственным Советом Чувашской Республики 12 июля 2001 года Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 40 в настоящий Закон внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2004 года См. текст Закона в предыдущей редакции Часть первая Часть вторая Часть первая Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4) Глава 1. Законодательство Чувашской Республики о (cт.ст. 1 - 2) налогах и сборах Глава 2. Перечень республиканских налогов и сборов (ст.ст. 3 - 4) Раздел II. Правила исполнения обязанностей по уплате (ст.ст. 5 - 17) налогов и сборов в республиканский бюджет Чувашской Республики Глава 3. Исполнение обязанностей по уплате налогов (ст.ст. 5 - 8) и сборов Глава 4. Принципы и условия установления льгот по (ст.ст. 9 - 11) налогам и сборам Глава 5. Изменение срока уплаты налога и сбора, а (ст.ст. 12 - 17) также пени Раздел I. Общие положения Глава 1. Законодательство Чувашской Республики о налогах и сборах Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Законом 1. Настоящий Закон регулирует налоговые правоотношения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские налоги и сборы, установление и введение в действие которых отнесено к ведению Чувашской Республики; правила исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней в республиканский бюджет Чувашской Республики, включая элементы налогообложения по республиканским налогам и сборам - налоговые ставки (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы; условия и порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, зачисляемых в республиканский бюджет Чувашской Республики, а также пени. 2. Налоговые правоотношения в Чувашской Республике осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики о налогах и сборах, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Кабинет Министров Чувашской Республики в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях принимает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Статья 2. Участники отношений, регулируемых законодательством Чувашской Республики о республиканских налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством Чувашской Республики о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговыми агентами; 3) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов; 4) Министерство финансов Чувашской Республики - при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, зачисляемых в республиканский бюджет Чувашской Республики, и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Глава 2. Перечень республиканских налогов и сборов Статья 3. Республиканские налоги и сборы 1. Республиканскими признаются налоги и сборы, устанавливаемые законами Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обязательные к уплате на территории Чувашской Республики. 2. Совокупность республиканских налогов и сборов Чувашской Республики является частью единой налоговой системы Российской Федерации. 3. На территории Чувашской Республики взимаются следующие республиканские налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. 4. Республиканские налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами Чувашской Республики. 5. Законы Чувашской Республики, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования. Статья 4. Информация о республиканских налогах и сборах Информация и копии законов об установлении и отмене республиканских налогов и сборов направляются Государственным Советом Чувашской Республики в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Раздел II. Правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в республиканский бюджет Чувашской Республики Глава 3. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов Статья 5. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов в республиканский бюджет Чувашской Республики Обязанность по уплате налогов и сборов в республиканский бюджет Чувашской Республики считается исполненной, если уплата их осуществлена в соответствии с требованиями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации. Применение иных форм уплаты налогов и сборов в республиканский бюджет Чувашской Республики не допускается. Статья 6. Налоговая ставка Налоговые ставки по республиканским налогам и сборам, по федеральным и местным налогам, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами Чувашской Республики в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 7. Порядок уплаты республиканских налогов и сборов 1. Уплата налога производится в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, и настоящим Законом. 2. Уплата налога производится в безналичной и наличной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. 3. Конкретный порядок уплаты республиканских налогов в соответствии с настоящей статьей устанавливается применительно к каждому налогу. 4. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка уплаты республиканских сборов. Статья 8. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам 1. Недоимка по республиканским налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Чувашской Республики. 2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням. Глава 4. Принципы и условия установления льгот по налогам и сборам Статья 9. Установление льгот по налогам и сборам 1. Настоящий Закон устанавливает льготы по налогам и сборам и определяет условия их предоставления в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации. 2. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 3. Нормы законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера. Статья 10. Принципы, условия и порядок установления налоговых льгот 1. Устанавливаемые правовые основания для предоставления налоговых льгот должны отвечать принципам: равных условий использования этих льгот плательщиками данного налога независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; стабильности налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих вложение инвестиций в экономику Чувашской Республики; общественно-социальной значимости, связанной с экономическим развитием республики или улучшением экологической обстановки; бюджетной эффективности, направленной на увеличение бюджетных доходов и (или) снижение бюджетных расходов; постепенного перехода от практики предоставления налоговых льгот к налоговым кредитам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При привлечении инвестиций льготы по налогам и сборам сохраняются до достижения самоокупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет со дня получения льготы, если иное не установлено настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 2. Основными условиями установления налоговых льгот являются привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, развитие налогового потенциала, создание новых рабочих мест, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и повышение жизненного уровня населения Чувашской Республики. 3. Не допускается введение дополнительных налоговых льгот, кроме как установленных настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 4. Налоговые льготы, установленные настоящим Законом, применяются в порядке, определяемом законодательством Чувашской Республики о налогах и сборах. Доказательство права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. Статья 11. Порядок учета и отчетности при льготном налогообложении Налогоплательщики, имеющие право на получение льгот, обязаны обеспечить раздельный учет льготируемых объектов налогообложения (видов деятельности). Глава 5. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени Статья 12. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени 1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. 2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. 3. Уполномоченным органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты республиканских налогов и сборов, является Министерство финансов Чувашской Республики. 4. Если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, изменяется на основании решения Министерства финансов Чувашской Республики. 5. Изменение срока уплаты налога и сбора может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации. 6. Изменение срока уплаты пени производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 13. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате республиканских налогов и сборов 1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. 2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации; 6) при реализации инвестиционных проектов, связанных с техническим перевооружением, реконструкцией действующего производства, освоением нового производства и созданием дополнительных рабочих мест. 3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. 4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4, 5 и 6 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются. 5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в Министерство финансов Чувашской Республики. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию Министерства финансов Чувашской Республики заинтересованным лицом представляются в Министерство финансов Чувашской Республики документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. 6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается Министерством финансов Чувашской Республики в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица Министерство финансов Чувашской Республики вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения. 7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа. 8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации. 9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется Министерством финансов Чувашской Республики в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица. 11. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Статья 14. Порядок и условия предоставления налогового кредита 1. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации. 2. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. 3. Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором по установленной форме между Министерством финансов Чувашской Республики и указанным лицом. 4. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации. 5. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период договора о налоговом кредите. Если налоговый кредит предоставлен по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, проценты на сумму задолженности не начисляются. 6. Решение Министерства финансов Чувашской Республики о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения. Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительства, ответственность сторон. Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Статья 15. Инвестиционный налоговый кредит 1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего Закона, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, в части, поступающей в республиканский бюджет Чувашской Республики, а также по республиканским налогам и сборам. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается Министерством финансов Чувашской Республики после одобрения Советом по инвестиционной политике представленного организацией инвестиционного проекта. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. 2. Лимит предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год. 3. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору. 4. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. Статья 16. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. 2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется: 1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей; 2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между Министерством финансов Чувашской Республики и заинтересованной организацией. 3. Обязательным условием для предоставления инвестиционного налогового кредита по республиканским налогам и сборам является отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов. 4. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией и отражены в инвестиционном проекте. 5. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации, протокольного решения Совета по инвестиционной политике, справки налогового органа о задолженности по уплате налогов и сборов и оформляется договором между Министерством финансов Чувашской Республики и этой организацией по установленной форме. 6. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. 7. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи). Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Статья 17. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается в случаях, предусмотренных статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Часть вторая Раздел III. Республиканские налоги и сборы (ст.ст. 18 - 38) Глава 6. Налог на имущество организаций (ст.ст. 18 - 23) Глава 7. Налог на игорный бизнес (ст.ст. 24 - 29) Глава 8. Транспортный налог (ст.ст. 30 - 38) Раздел IV. Специальные налоговые режимы (ст.ст. 39 - 46) Глава 9. Система налогообложения в виде единого (ст.ст. 39 - 46) налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Раздел V. Перечень льгот по налогам и сборам, (ст.ст. 47 - 50) предоставление которых отнесено к компетенции субъектов РФ Глава 10. Льготы по федеральным налогам и сборам, (ст.ст. 47 - 48) предоставление которых отнесено законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ Глава 11. Прочие льготы (ст.ст. 49 - 50) Раздел VI. Заключительные положения (ст. 51) Раздел III. Республиканские налоги и сборы Глава 6. Налог на имущество организаций Статья 18. Порядок установления налога на имущество организаций и исполнения обязанности по его уплате 1. Налог на имущество организаций устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 2. Исполнение обязанности по уплате налога на имущество организаций производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об этом налоге и настоящим Законом. Статья 19. Налоговая ставка Ставка налога на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 19.1. Порядок и сроки уплаты налога 1. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога с учетом подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Исчисление и уплата налога и авансовых платежей по налогу производятся в порядке и с учетом особенностей, установленных главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации. 2. Уплата авансовых платежей производится не позднее 5 рабочих дней по окончании срока, установленного для представления налоговых расчетов по авансовым платежам. Уплата налога по итогам налогового периода производится не позднее 10 дней по окончании срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода. 3. Расчет налога и авансовых платежей представляется по формам, согласно приложениям 22-25 к настоящему Закону. Статья 20. Порядок образования страховых и сезонных запасов в целях налогообложения Перечень организаций, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования), определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с перечнем отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организации, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов и сроки, на которые они создаются, с соответствующими органами исполнительной власти Чувашской Республики. Решение о создании страховых и сезонных запасов принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики. Статья 21. Порядок образования запасов, создаваемых по решению органов исполнительной власти Чувашской Республики, в целях налогообложения Решение о создании запасов принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлении органами исполнительной власти Чувашской Республики обосновывающих документов, согласованных с Министерством финансов Чувашской Республики и Министерством экономики Чувашской Республики. При подготовке решений о создании запасов следует исходить из необходимости отнесения их к категории государственных нужд, а также осуществления мер по предупреждению банкротства организаций в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Статья 22. Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций при привлечении инвестиций При привлечении инвестиций действующими и вновь создаваемыми организациями, зарегистрированными на территории Чувашской Республики, указанные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в пределах суммы, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы. Льгота отменяется в случае, если до истечения трех лет по окончании периода, в течение которого предоставлялись льготы, принято решение о добровольной ликвидации юридического лица. При этом сумма налоговых платежей подлежит внесению в республиканский бюджет Чувашской Республики за весь период, в течение которого предоставлялись льготы. Льгота предоставляется начиная с отчетного года, в котором поступили в организацию инвестиции. Освобождение от налогов касается имущества, связанного с вложением инвестиций. Статья 23. Иные дополнительные льготы по налогу на имущество организаций 1. От уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, освобождаются: некоммерческие организации, созданные совместно государством и общественными организациями вкладчиков и акционеров, а также организации с их участием, основными целями деятельности которых являются обеспечение защиты прав и осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Чувашской Республики, при условии направления высвобождающихся средств на компенсационные выплаты вкладчикам и акционерам и обеспечение защиты их прав; религиозные организации; учебно-производственные организации и учреждения, хозяйственные товарищества и общества Всероссийского общества слепых, в которых более 50 процентов работающих составляют инвалиды по зрению, при условии направления высвободившихся средств на укрепление материально-технической базы и увеличение объемов производства указанных организаций, а также на социальную поддержку инвалидов по зрению. 2. Льготная ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,5 процента устанавливается для: обслуживающих организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики при условии, если оказанные сельскохозяйственным товаропроизводителям услуги в общем объеме оказываемых услуг составляют не менее 70 процентов, с направлением высвобождаемых средств на обновление технической базы; расположенных в сельских населенных пунктах, за исключением районных центров, организаций потребительской кооперации. 3. Не облагается налогом на имущество организаций в пределах суммы, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, имущество, являющееся предметом лизинга. Льгота предоставляется по имуществу, переданному в лизинг с 1 января 2003 года. Глава 7. Налог на игорный бизнес Статья 24. Налоговая ставка Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах: за один игровой стол - 31250 рублей; за один игровой автомат - 1875 рублей; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 31250 рублей. Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 40 статьи 25-29 настоящего Закона исключены, изменения вступили в силу с 1 января 2004 года Статья 25. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Чувашской Республики. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. 2. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг): хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий; жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях; зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг; путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам; товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями; учебной и научной книжной продукции; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями; ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями; услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов; предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями. 3. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с настоящей статьей, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Статья 26. Налоговая база, налоговый период и налоговая ставка 1. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж. 2. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. 3. Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Статья 27. Порядок исчисления налога с продаж 1. Сумма налога с продаж исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). 2. Налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящей главой. 3. В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога с продаж исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог с продаж уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога с продаж исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. 4. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. Статья 28. Особенности исчисления и уплаты налога с продаж по месту нахождения обособленных подразделений организации Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог с продаж на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг). Статья 29. Сроки и порядок уплаты и зачисления налога с продаж 1. Расчет налога с продаж представляется в налоговый орган налогоплательщиком 20 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, согласно Приложению N 18 к настоящему Закону. 2. Налог с продаж уплачивается юридическими лицами в следующем порядке: не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, уплачивается налог с продаж по товарам (работам, услугам), реализованным с 1 по 15 число (включительно) отчетного месяца; не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, производится полная уплата налога с продаж с зачетом авансового платежа. Уплата налога с продаж индивидуальными предпринимателями осуществляется ежемесячно исходя из фактических оборотов от реализации товаров (работ, услуг) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. 3. Суммы налога с продаж зачисляются в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов по нормативам, устанавливаемым законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год. Глава 8. Транспортный налог Статья 30. Общие положения Транспортный налог устанавливается, вводится в действие в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Чувашской Республики. Статья 31. Налогоплательщики Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 32 настоящего Закона, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Статья 32. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Не являются объектом налогообложения: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. Статья 33. Налоговые льготы На территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды, в том числе дети-инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и их общественные объединения (организации), хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности; оборонные, спортивно-технические организации (общества) и организации потребительской кооперации. Статья 34. Налоговая база 1. Налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства. 2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно. Статья 35. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный год. Статья 36. Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: +------------------------------------------------------------+----------+ | Наименование объекта налогообложения |Налоговая | | | ставка | | |(в рублях)| +------------------------------------------------------------+----------+ | 1 | 2 | +------------------------------------------------------------+----------+ |Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошади-| | |ной силы): | | | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 5 | | свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)| 7 | |включительно | | | свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)| 10 | |включительно | | | свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)| 15 | |включительно | | | свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 30 | |Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой ло-| | |шадиной силы): | | | до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 2 | | свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 Квт)| 4 | |включительно | | | свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 10 | |Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | | до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 10 | | свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 20 | |Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошади-| | |ной силы): | | | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | | свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)| 16 | |включительно | | | свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)| 20 | |включительно | | | свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)| 26 | |включительно | | | свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 34 | |Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы| 5 | |на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной| | |силы) | | |Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой| | |лошадиной силы): | | | до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 5 | | свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 10 | |Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства| | |с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | | свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 | |Яхты и другие парусные суда с мощностью двигателя (с каждой| | |лошадиной силы): | | | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 | | свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | |Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 | | свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | |Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется| 20 | |валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой| | |вместимости) | | |Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели| 25 | |(с каждой лошадиной силы) | | |Другие водные и воздушные суда, не имеющие двигателей| 200 | |(с единицы транспортного средства) | | +------------------------------------------------------------+----------+ Статья 37. Порядок исчисления налога 1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. 2. Сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. 3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. 4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. 5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным налоговым органом. Статья 38. Порядок исчисления и сроки уплаты налога 1. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи не позднее 10 июня года налогового периода по транспортным средствам, зарегистрированным за ними по состоянию на 1 июня года налогового периода. 2. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 3. Налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. При регистрации физическими лицами транспортных средств после истечения срока вручения налогового уведомления, налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога вручается налогоплательщикам в течение 30 дней со дня их регистрации.
Закон
23 июля 2001 года
16 февраля 2004 года
Поделиться