Министерство финансов Чувашской Республики

История развития финансовой отрасли в Чувашской Республике

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. на территории Цивильского, Чебоксарского, Ядринского, части Козьмодемьянского, Тетюшского, Буинского и Курмышского уездов была образована в составе РСФСР Чувашская автономная область с центром в г. Чебоксары. 

Ревком Чувашской автономной области приступил к работе 6 июля 1920 г. и на первом же своем заседании принял решение об образовании основных структурных подразделений Ревкома, среди которых был и финансовый отдел. На следующий день ревком утвердил его первого заведующего - А.Н.Бочарова. Однако реально свою деятельность отдел смог развернуть лишь с 23 июля, после слияния Чебоксарского уездного финансового отдела и Центральной сберегательной кассы № 457 Чебоксарского уездного казначейства, которые послужили материальной и кадровой базой для нового органа.

В течение июля-сентября ревком осуществлял прием всей территории, отнесенной к области согласно постановлению ВЦИК. В первую очередь подлежали приему “а) денежные суммы и кредиты с наличностью с 1 июля, которые предназначались отходящим волостям; б) движимое и недвижимое имущество, как то: всевозможные промышленные предприятия, здания, склады и всякого рода материалы…”. В связи с этим на молодой финансовый отдел легла основная тяжесть в реализации поставленной задачи.

В первые же дни своего существования облфинотдел столкнулся с рядом сложнейших проблем, главными из которых были отсутствие специалистов и денежной наличности. Понимая тщетность каких-либо усилий по налаживанию экономики вновь созданного государственного образования в условиях царившей хозяйственной разрухи, финансовый отдел Чувашской АО уже в октябре 1920 г. предложил ревкому ввести на территории области первый местный налог - “с дохода, получаемого от пользования земельными имуществами”. Ревком утвердил общую сумму дохода от налога в размере 140 млн. рублей, а также инструкцию по взиманию налога и разверстку по уездам области: Чебоксарский - 36 млн. рублей, Цивильский - 58,5 млн. рублей, Ядринский - 45,5 млн. рублей.

Важной мерой в этот сложный экономический период стало издание ревкомом приказа от 26 октября 1920 г. “о единстве кассы области”, согласно которому “вся денежная наличность, составляющаяся из сумм Государственных местных налогов и сборов, разного рода выручки от продажи изделий, продуктов, имущества и материалов, квартирной платы, платы за провозы и т.п., а также остатков невыданного содержания, красноармейских пайков и всякого рода других подобных сумм, должна вноситься в кассы облфинотдела или уфинотделов по принадлежности, а не храниться в учреждениях или у должностных лиц, и тем более не должна поступать в расход, как оборотные средства”. Одновременно было запрещено местным уисполкомам и волисполкомам взимание каких-либо налогов и сборов “на предмет удовлетворения местных нужд”.

Тогда же проявился и “классовый подход” в решении финансовых проблем местных органов власти. Так, “в случаях, если местные органы Советской власти найдут возможным переложить большую часть налога на кулаков и спекулянтов, то таковое нарушение … инструкция допускает”. 

В ноябре был созван I учредительный съезд Советов Чувашской автономной области. Последний день его работы - 11 ноября, - завершился избранием Исполнительного комитета Советов Чувашской автономной области. Состоявшийся 13 ноября 1920 г. пленум областного исполнительного комитета избрал Президиум, а 28 ноября на очередном заседании Пленума облисполкома было закреплено распределение должностей заведующих областными отделами между членами облисполкома. Заведующим областным финансовым отделом был назначен И.А. Крынецкий, который приступил к работе уже 2 декабря.

8 августа 1921 г. в газете “Известия Чувашской АО” были впервые обнародованы данные о расходной части бюджета молодой автономной области. Так, общая сумма ее расходов составила более 10,5 млрд. рублей. Распределение расходов по отдельным статьям бюджета в то время было сделано не по отраслям народного хозяйства, а по областным органам управления, которые отвечали за целевое расходование средств на нужды экономического и социально-культурного развития Чувашии. В процентном соотношении на первом месте стоял областной коммунальный отдел (25,5 %), за ним следовали отдел народного образования (25,2 %), земельный отдел (15,2 %), совет народного хозяйства (17,2 %), областной исполнительный комитет (6,2 %). Чуть больше одного процента расходовалось на здравоохранение и связь.

Тяжелое экономическое положение, в котором оказалась Чувашская АО в результате послевоенной разрухи и голода 1921-1922 гг. вынуждали руководство области постоянно обращаться за помощью Центра. В этот сложный экономический период Наркомат финансов РСФСР использовал различные формы бюджетного регулирования, в том числе налоговые, а также прямую помощь в виде субвенций, субсидий, дотаций и через образование фондов регулирования. Такое разнообразие форм бюджетного регулирования социально-экономического развития территории в 20-е гг. в России позволило успешно решать проблемы комплексного развития административно-территориальных единиц, постепенного повышения жизненного уровня населения.

21 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. Принятое в его развитие постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О государственном устройстве Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики” от 15 июня 1925 г. устанавливало принципы построения “аппарата государственной власти”, который организовывался “из местных Советов, их съездов и исполнительных комитетов, Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров”. Для “управления делами Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики” учреждались народные комиссариаты, в том числе финансов. Создание республиканских наркоматов осуществлялось в соответствии с решением Исполнительного Комитета Советов Чувашской АССР от 30 июля 1925 г., который постановил “переименовать существующие отделы исполкома в наркоматы с передачей им всех функций последних”. Процесс формирования правительства республики был окончательно завершен на пленуме ЦИК Чувашской АССР, рассмотревшим вопрос “О сконструировании Правительства Автономной Чувашской Социалистической Советской Республики”. Решением пленума был утвержден персональный состав Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, куда на правах члена правительства вошел нарком финансов.

С 1 октября в РСФСР была введена единая для всех финансовых органов типовая структура. Для наркоматов финансов автономных республик устанавливались следующие подразделения: Общее управление с отделами: общим и финансово-материальным; Налоговое управление с отделами: учетно-инструкторским, прямых налогов, косвенных налогов, единого сельхозналога; Управление местных финансов с отделами: сметным и счетным; Управление неналоговых доходов с отделами: торгово-промышленным, лесным, государственных имуществ; Бюджетное управление с отделами: сметно-бюджетным и кассовой отчетности; Финансово-контрольное управление с отделами: контрольным и бухгалтерским; Приходно-расходная касса с отделами: операционной бухгалтерии, окладного счетоводства и кассой; Валютный отдел. Кроме вновь созданного Наркомата финансов система финансовых органов Чувашии была представлена 5 уездными финансовыми отделами: Батыревским, Цивильским, Чебоксарским, Ядринским и Ново-Алатырским; 12 фининспекторскими участками, 2 косучастками и 61 волостной финчастью. В учреждениях финансов республики работало 272 сотрудника, причем 185 из них были из числа коренного населения. 22 сентября 1925 г. Исполком Советов ЧАССР утвердил наркомом финансов Т.Л. Лаврентьева. 

В январе 1926 г. на I съезде Советов Чувашской АССР был утвержден первый республиканский бюджет. Его доходная часть была составлена из расчета “воспособлений Центра” в размере 2,7 млн. рублей и собственных доходов в размере 1,2 млн. рублей. В расходной части бюджета первое место занимало народное образование (30,4 %), затем шли затраты на управление (23,8 %), коммунальное хозяйство (10,6 %), здравоохранение (10,3 %), сельское хозяйство (7 %). Прочие расходы составили 14,9 %.

Этот же съезд 31 января 1926 г. принял Конституцию Чувашской АССР, в которой были отражены все новые изменения в государственном устройстве, внесенные постановлением Президиума ВЦИК от 15 июня 1925 г. и уже проведенные в жизнь. Эта система учреждений республики просуществовала до принятия следующей Конституции Чувашской АССР 18 июля 1937 г. На протяжении последующих лет организационные формы правительства и органов исполнительной власти республики существенно не менялись. Лишь 26 марта 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР республиканские наркоматы были переименованы в министерства. При этом их функции не изменились.

Мало что изменилось и после принятия в мае 1978 г. новой Конституции Чувашской АССР. Она несколько расширила функции органов власти и управления республики, но структура и организация их деятельности не претерпела каких-либо коренных изменений. Закрепленная Основным Законом республики система организации государственной власти в Чувашии в целом просуществовала до 1993 г. Начиная с 1989 г. в Конституцию стали вноситься принципиальные изменения и дополнения, которые предопределили современное общественно-политическое устройство Чувашии, реорганизацию структуры государственной власти и управления. 

В декабре 1993 г. в соответствии с Законами Чувашской ССР “О Президенте Чувашской ССР” и “О выборах Президента Чувашской ССР” Чувашия стала президентской республикой.Первый Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров своим указом от 1 февраля 1994 г. утвердил новую структуру ее органов исполнительной власти, в которую также вошло Министерство финансов.

В соответствии с Положением Минфин Чувашии является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашской республике и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

В середине 90-х гг. в неблагоприятных условиях экономики переходного периода, проявившихся в спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной активности, сохранения нерациональной структуры народного хозяйства, снижении уровня жизни отдельных групп населения, резким ухудшением платежеспособности предприятий, сохранением высокого уровня инфляции деятельность Правительства Республики была сконцентрирована на стабилизации экономического положения республики.

Главным направлением явилось создание условий для конкурентоспособности Чувашской Республики. Инвестиционно-финансовая, налогово-бюджетная политика была направлена на увеличение и эффективное использование собственных финансовых средств республики, создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. Одновременно происходило реформирование и совершенствование межбюджетных взаимоотношений, новые формы которых способствовали усилению мобилизующей роли бюджета в социально-экономическом развитии и обеспечению более стабильных и единых правил при распределении финансовых ресурсов.

Органами власти республики принимались меры по созданию устойчивой доходной базы, проведению своевременных расчетов в отраслях экономики путем жесткого налогового администрирования с одновременным осуществлением мер государственной поддержки отраслей промышленности, строительства, сельскохозяйственного производства, сферы услуг.

В этих условиях Министерством финансов и его органами на местах разрабатывались и вносились актуальные и смелые проекты указов Президента Чувашской Республики и решений правительства республики, законодательные проекты, направленные на преодоление экономических и финансовых трудностей.

В частности, в целях устойчивого развития экономики, успешного проведения социальной политики, прежде всего в области образования, культуры, здравоохранения Министерством финансов Чувашской Республики подготовлены проекты Указов Президента Чувашской Республики “О мерах по финансовому оздоровлению и развитию экономики Чувашской Республики” (№ 21 от 16 февраля 1998 г.) и “О чрезвычайных мерах по финансово-экономическому оздоровлению организаций и усилению бюджетно-налоговой дисциплины” (№ 69 от 1 июня 1998 г.).

В рамках работы по совершенствованию налоговой системы были введены налоговые посты, сыгравшие большую роль в обеспечении погашения задолженности предприятий-недоимщиков перед бюджетом денежными средствами. Это решение позволило в 1998 г. дополнительно мобилизовать денежных средств в бюджет в объеме 78,6 млн. рублей.

В целях развития товарных рынков республики, ускорения торгового оборота и расчетов в народном хозяйстве, а также реализации программ социально-экономического развития республики Министерством финансов Чувашской республики разработана технология использования возможностей нового сегмента финансового рынка – складских свидетельств, которая введена в действие Указом Президента Чувашской республики от 30 марта 1998 г. №36 “Об использовании в народном хозяйстве Чувашской республики складских свидетельств, что позволило существенно решить проблему расчетов в условиях дефицита платежных средств.

Наряду с жесткими мерами налогового администрирования Министерством финансов в рамках бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Чувашской республики оказывались значительные меры государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, отдельным юридическим лицам для развития производства, создания рабочих мест, пополнения оборотных средств в виде бюджетных кредитов, налоговых преференций, гарантий республиканского бюджета для привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета, банковских кредитов.

В 1995-1997 гг. практиковалось предоставление товарных кредитов агропромышленному комплексу. За указанный период под гарантии республиканского бюджета Чувашской Республики предоставлено также кредитов на 137,5 млн. рублей.

С 1997 г. создан специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Хозяйствами республики получено на весенне-полевые работы из специального фонда 147,8 млн. рублей.

Деятельность Министерства финансов республики осуществляется исходя из ясного понимания того, что нельзя ограничиваться выполнением только основных базовых функций – финансовым обеспечением текущего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, защитой наиболее обездоленных, обеспечением правопорядка, а активно наращивать бюджет развития, изыскивать ресурсы для государственных инвестиций.

Поэтому была разработана программа по использованию в республике системы долговых обязательств. 

Министерство принимало активное участие в разработке Закона Чувашской Республики “Об инвестиционной деятельности Чувашской Республики”, в котором определены правовые нормы применения налоговых льгот для стимулирования инвестиционной активности всех субъектов хозяйственной деятельности.

Все это позволило новаторски использовать систему государственных заказов для стимулирования бизнеса. Предприятия избавились от недоимок и ранее неликвидных товаров.

Таким образом была создана инфраструктура, приведшая к развитию рынков в Чувашии, в том числе рынка ценных бумаг.

Чтобы ситуация была управляемой, одновременно была создана система управления государственным долгом. Для этого по проекту, разработанному Минфином Чувашии, принят Закон Чувашской Республики от 7 июля 1998 г. №18 “О государственном внутреннем долге Чувашской Республики”. В соответствии с этим законом обслуживание государственного внутреннего долга Чувашской Республики посредством размещения долговых обязательств, их погашения, выплаты доходов в виде процентов по ним или в иной форме осуществляется Министерством финансов Чувашской Республики.

Дальнейшая деятельность Министерства по совершенствованию налоговой системы привела к тому, что 23 июля 2001 г. был принят Закон “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации”. Многогранный комплекс активных мер по стабилизации и региональному управлению общественными финансами позволили все предыдущие годы поддерживать и развивать жизнеобеспечивающие и налогообразующие отрасли народного хозяйства, предпринимательскую деятельность, упорядочить и сохранить сеть организаций социально-культурной сферы на уровне минимально необходимых. Наряду с этим уделялось серьезное внимание осуществлению контроля за эффективным и рациональным расходованием бюджетных средств.

В связи с тем, что в 1998 г. аппарат Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской республике был выделен из системы финорганов Чувашской Республики в самостоятельную службу назрела необходимость в образовании в составе Министерства финансов Чувашской Республики структурного подразделения, осуществляющего последующий финансовый контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Для этого в Министерстве финансов Чувашской Республики был создан отдел финансового контроля и ревизий (с 05.01.2001 преобразован в отдел финансового контроля). Кроме того, введены штатные единицы специалистов по финансовому контролю во всех финансовых отделах в районах и городах республики

Результатом целенаправленной и эффективной проводимой Правительством Чувашской Республики налогово-бюджетной политики стало участие нашей республики в Проекте Международного банка реконструкции и развития “Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне” в числе 6 регионов по итогам оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами 53 субъектов Российской Федерации.

Проект МБРР направлен на повышение эффективности деятельности региональных и местных органов власти и управления по стимулированию экономического развития и предоставлению населению общественных (бюджетных) услуг.

В рамках реализации данного проекта в течение 2000 г. в Чувашской Республике независимыми экспертами была произведена диагностика финансового состояния и качества управления региональными финансами.

Проведенная работа по диагностике финансового состояния и качества управления региональными финансами в республике и обзор бюджетных расходов за ряд последних лет, позволили тщательно изучить возможные пути реформирования региональных финансов и подготовить Программу реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике, включающая в себя подпрограммы: “Республиканская информационно-аналитическая система”; “Здоровый ребенок”; “Снижение издержек на теплообеспечение организаций бюджетной сферы и муниципального жилья”; “Реформирование управления расходами на социальную защиту в Чувашской Республике на 2001-2003 годы”.

Целью Программы является активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание институциональных, кадровых, технологических, организационных возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств.

В рамках реализации данной Программы с 1 января 2001 г. введена казначейская система исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики. Создание Управления Казначейства Министерства финансов Чувашской Республики прежде всего направлено на улучшение состояния общественных финансов республики, повышение эффективности управления ими.

Следующим этапом реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике являлась разработка и принятие пакета необходимых законодательных и нормативных документов, позволивших существенно повысить прозрачность и эффективность бюджетного процесса, межбюджетных отношений, тарифной и налоговой политики, управления государственным и муниципальным долгом и собственностью.

Принципиально важно отметить, что таким образом была заложена прочная основа по ориентации бюджета республики на повышение качества и доступности бюджетных услуг – основной цели и главного критерия эффективности функционирования бюджетной системы.

Как следствие, Чувашия с момента внедрения Правительством страны системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ входила в десятку сильнейших, занимая  2 – 7 места.

Чувашия впервые в новейшей истории России получила финансовую помощь Всемирного банка, минуя суверенные гарантии со стороны Правительства РФ (на строительство дорог, привлечение средств через эмиссию облигаций). По  словам Алексея Кудрина, занимавшего в те годы пост министра финансов России, это стало возможным потому,  что  «финансовая система Чувашии наиболее прозрачна,   обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств. В финансовом плане Минфин России не беспокоится за Чувашию. Механизм в расходовании бюджетных средств, разработанный и успешно внедренный в республике, близок к международным стандартам. Именно поэтому Чувашская Республика получила право заимствования финансовых ресурсов Всемирного банка без гарантий со стороны федерального правительства».

--------------------

Сегодня, основываясь на вековом опыте и наработках коллег-финансистов, Минфин Чувашии успешно выполняет текущие задачи и ставит перед собой долгосрочные и амбициозные цели.

По оценке Минфина России, Чувашия три года поряд входит в группу регионов РФ с высоким уровнем долговой устойчивости.

По результатам мониторинга, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом, Чувашская Республика на протяжении шести лет (с 2016 года) находится в группе регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.

На федеральном уровне показывают успехи и муниципальные образования республики. Так, финансовые органы Батыревского и Моргаушского районов несколько лет подряд становились призерами Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Благодаря своевременно принятым руководством Чувашии мерам, поддержке федерального центра, слаженной работе всех органов власти и заинтересованных организаций в полном обеспечено финансирование всех мероприятий по выходу из кризиса, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

---------------------

Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то необходимо отметить, что в рамках разработанной Стратегии деятельности министерства планируется на новый, более высокий уровень предполагается вывести работу по всем основным направлениям.

При выстраивании налоговой политики особое внимание будет уделено стимулированию инвестиций и совершенствованию законодательства в сфере налогового регулирования. При этом в приоритете будет находиться поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бюджетная политика в 2020-2024 годы будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики в целях достижения стратегических целей социально-экономического развития Чувашской Республики.

Большое внимание планируется уделить развитию и совершенствованию межбюджетных отношений. Планируется пересмотреть подходы к расчету дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не только городов и районов, но и сельских поселений. Кроме того, предполагается осуществлять мероприятия по перераспределению полномочий между уровнями бюджетов.

Также будет продолжена работа по централизации функций органов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета, совершенствованию казначейского исполнения бюджета и государственного финансового контроля.

В целях содействия формированию у жителей Чувашской Республики ответственного отношения к личным финансам планируется усилить работу по повышению их финансовой грамотности.