О госдолге регионов - в интервью Первого заместителя министра финансов Леонида Горнина
Первый заместитель министра финансов Леонид Горнин рассказал в интервью ТАСС о том, как снижаются долги регионов, какие санкции грозят губернаторам за неисполнение соглашений по бюджетным кредитам и нацпроектам, и когда будут распределяться федеральные гранты на реализацию нацпроектов.
Предлагаем ознакомиться с выдержкой из данного диалога.
...
— За прошлый год госдолг регионов сократился на 4,7%, или 109 млрд рублей. Какой объем госдолга регионов сейчас?
— Уже в течение трех финансовых периодов у нас ежегодно сокращается государственный долг регионов — положительные тенденции фиксируются как по результатам 2017?2018 годов, так и в 2019 году.
В регионах сейчас создан очень хороший, устойчивый старт для реализации национальных проектов. Это не просто мое личное мнение, об этом говорят цифры по исполнению бюджета.
Объем государственного долга за январь — апрель текущего года сократился на 161,6 млрд рублей или на 7,3% и составил 2?044,7 млрд рублей — это 23,4% объема доходов бюджетов субъектов РФ без учета безвозмездных поступлений. Тут важно еще и то, что сократился в том числе и объем задолженности по рыночным обязательствам — на 201,9 млрд рублей, то есть на 17,0%, сейчас он равен 985,5 млрд рублей.
Уровень государственного долга — это именно тот показатель, который характеризует готовность регионов к реализации национальных проектов. Состояние государственного и муниципального долга было одним из главных вызовов для регионов перед стартом нацпроектов. Напомню, что раньше до 10?15% регионов находились в "красной зоне", зоне финансовой тревоги. Сейчас всего два субъекта РФ имеют долговую нагрузку больше 100% относительно собственных доходов. Уверен, что к концу года останется только один субъект с таким уровнем долга.
— Какие результаты по сокращению госдолга регионов прогнозируете на конец 2019 года?
— При сохранении текущих показателей исполнения бюджетов регионов мы ожидаем дальнейшего снижения долговой нагрузки.
Уровень соотношения государственного долга к собственным доходам на 1 января 2019 года составлял 25%. Это беспрецедентно низкий показатель, раньше он был равен и 30%, и 36%.
В рамках форума мы обсудили возможные подходы к увеличению государственного долга регионов. Мы как министерство финансов, видим, что тем регионам, которые имеют незначительный уровень рыночной задолженности — до 35%, можно разрешить увеличивать объем госдолга для финансового обеспечения инвестиций в инфраструктурные проекты, на поддержку малого и среднего бизнеса. Это те направления, которые в дальнейшем позволят более высокими темпами увеличивать собственные доходы за счет повышения налоговых поступлений.
Сегодня рыночный долг ниже 35% имеют более 40 регионов — это те субъекты, которые последние годы вели ответственную бюджетную и долговую политику. Поэтому идея дать им право осуществлять коммерческое кредитование для реализации успешных инвестиционных проектов точно заслуживает внимания.
— Как обстоят дела с реализацией программы реструктуризации бюджетных кредитов регионов? Все ли регионы справляются с исполнением?
— Программа реструктуризации действует уже второй год, и можно сказать, что количество регионов-нарушителей сокращается. За 2018 год основные параметры реструктуризации не выполнили восемь регионов, четыре из них были освобождены от применения мер ответственности в соответствии с правилами проведения реструктуризации. Получается, только к четырем регионам будут применены меры финансового принуждения. Это не фатальные показатели, мы будем исправлять ситуацию, для этого у нас есть инструменты.
— Какие инструменты применяет Минфин в подобном случае?
— Ранее мы говорили о мерах финансового принуждения, которые были запущены еще в декабре в 2018 года, на Госсовете в Ялте. Но мы договорились с субъектами, что по отдельным соглашениям, в том числе по реструктуризации бюджетных кредитов и по предоставлению субсидий, применять меры финансового принуждения в случае нарушений не стоит, чтобы не страдало население, которое проживает в регионе. Лучше применять меры административного, дисциплинарного воздействия к должностным лицам, которые нарушают соглашение. Это будут штрафные санкции.
Мы уже подготовили соответствующие предложения в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Штрафные санкции будут применяться непосредственно к должностным лицам. Я уверен, что персональная ответственность высшего должностного лица и госслужащих в регионах повысит ответственность за выполнение целевых показателей, установленных указом президента.
— Ранее вы говорили о том, что условия реструктуризации бюджетных кредитов могут быть смягчены для регионов, которые показывают высокие темпы роста доходов. Обсуждалась ли эта инициатива более детально в Минфине? О каких регионах может идти речь? Какие именно послабления планируются?
— Да, такой вопрос рассматривается. Наряду с отменой мер финансового принуждения, а также с трансформацией механизма предоставления грантов, мы внесем в правительство предложения по увеличению объема грантовой поддержки до 50 млрд рублей. Предложение пойдет поправками ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в бюджет на 2019 год. Это существенно простимулирует субъекты РФ к выполнению целевых показателей.
Методика распределения сейчас обсуждается, но по предварительным договоренностям с коллегами, в том числе с губернаторами, критерии для получения грантов будут базироваться на 15 основных показателях оценки эффективности, которые закреплены в указе президента. Поддержка будет ежегодная. Также мы определились, что объем в 50 млрд рублей будет распространяться и на последующие годы — это очень важно. Распределение будет осуществляться в конце 2019 года, в декабре, когда мы проанализируем результаты регионов по достижению целевых показателей национальных проектов.
Второй инструмент для премирования регионов, которые достигают высоких показателей — это продление льготного периода в рамках реструктуризации бюджетных кредитов. Сейчас действие программы реструктуризации рассчитано на семь лет с погашением до 2024 года. Согласно условиям, первые два года у регионов идет возврат 5% от тела долга, в следующем году цифра увеличивается до 10%, а затем составляет 20% на оставшиеся годы. Обсуждается вопрос о продлении в 2020 году льготного возврата основного долга до 2029 года включительно в случае обеспечения регионами роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в 2018 и 2019 годах выше фактических темпов инфляции. То есть общий срок программы реструктуризации составит 12 лет. Сейчас эти решения будут активно обсуждаться для реализации в этом бюджетном цикле. Думаю, что они станут предметом широкой общественной дискуссии в августе — сентябре, одновременно с рассмотрением закона о федеральном бюджете на 2020 год и на 2021?2022 годы.
…